Окрестности г. Железнодорожный

Указатель Обираловка (г. Железнодорожный)
Указатель Обираловка (г. Железнодорожный)

Город Железнодорожный

Современный город Железнодорожный состоит из нескольких старинных поселений с богатой историей. Деревушки Саввино и Кучино упоминаются еще в документах московского князя Ивана Калиты, составленных в 1327 году. В письменных источниках 1573 – 1574 годов “Кучино на реке Пехорке” фигурирует как пустошь. Владел ею Василий Иванович Старой, дядька Ивана Грозного. В 1646 году это уже деревня. Местные крестьяне наряду с хлебопашеством занимались кустарным промыслом – “деланием всякой глиняной посуды”, так как побережье Пехорки издавна славилось богатыми залежами глины. Во второй половине XVII века в Кучино началась промышленная разработка глины, а в начале XIX века братья Даниловы организовали изготовление красного кирпича.

Общество Российских Железных Дорог

По ним двигались вереницы возов с различными товарами. Постройку железной дороги от Москвы до Нижнего доверили частному Обществу Российских железных дорог, которое и приступило к работам весною 1858 года. Первый участок однопутной железной дороги, от Москвы до Владимира, построенный подрядчиком “Басурин и Ко”, был открыт для движения через три года после начала работ, 14 июня 1861 года. А второй участок, от Владимира до Нижнего, длиною в 233 версты (первым подрядчиком его был “Дорош и Ко”), вступил в эксплуатацию 2 августа 1862 года.

железнодорожный.jpg

Усадьба Кучино

В разные годы усадьба Кучин принадлежала Рюминым, Алексеевым, Рябушинским. Поблизости от Кучино, на землях графа Румянцева-Задунайского, во второй половине XVII столетия образовалась деревня Сергеевка – по имени младшего сына графа. Однако это название не прижилось – деревня осталась Обираловкой. Деревня Обираловка известна с очень давнего времени. Подобные названия встречались и в других районах России. Как возникла Обираловка? Когда-то обширные пространства Русской земли соединялись лишь проезжими дорогами с конными повозками и обозами на них. Особенно были оживлены дороги, ведущие к столице государства – Москве.

Московско-Нижегородская Железная Дорога

С этой даты и начинается отсчет существования действующей Московско-Нижегородской железной дороги. Владимирская дорога шла опушкою леса, и, хотя до Москвы оставалось не более 20 верст, немногим удавалось благополучно миновать глухие места. Еще опаснее было на извилистой Носовихинской дороге, которая пролегала в лесной гуще. Проезжие, ограбленные разбойниками, рассказывая о своих переживаниях, называли окрестности глухого леса Обираловкой. В течение почти 140 лет прозвище “Обираловка” заменяло деревне настоящее имя даже во многих официальных бумагах: метрических книгах Саввинской церкви, справочниках, документах Московско-Нижегородской железной дороги.

Деревня Обираловка – одно из древних селений, вошедших в первоначальный состав города Железнодорожного, – превратилась в Сергеевскую улицу. К 1877 году вокруг железнодорожной станции возникает поселок с тем же названием. Строительство Московско-Нижегородской железной дороги и отмена в России крепостного права определили экономическое развитие края. Первоначально в состав города Железнодорожного, помимо деревни Сергеевки, Обираловского пристанционного поселка и Богодельни, вошли дачные поселки Афанасьевский, Ивановский и Ольгино.

Любопытна история возникновения этих поселков.  Лесопромышленник Афанасьев приобрел участок земли у князя Голицына. Обосновавшись там в собственном доме (ныне угол улиц Советская и Шмидта), Афанасьев проложил среди густого леса центральную улицу, назвав ее именем своей дочери Елизаветы, и ряд поперечных улиц-проспектов. Землю между проспектами разбил на отдельные небольшие участки и начал продавать их с огромной наценкой. Так в последние годы XIX века возник поселок Афанасьевский, административно вошедший в Пехорскую волость Московского уезда.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: